Принцип нерушимости государственных границ государств – участ­ников Заключительного акта Совета»! и я по безопасности и сотрудничест­ву в Европе является высшей формой неприкосновенности государствен­ных границ. Однако этот принцип применяется пока что только между государствами – участниками упомянутого акта. Для распространения Принципа на другие государства требуется заключение соответствующих международно-правовых актов, двусторонних или многосторонних. В реальности существует множество разногласий и территориальных спо­ров, а кое-где линия границы вообще не установлена или установлена весьма неточно. Все эти обстоятельства являются препятствиями для расширения сферы действия данного принципа, но препятствиями пре­одолимыми.

Традиционный принцип неприкосновенности государственных гра­ниц в целом так или иначе признается подавляющим большинством госу­дарств. Но содержание и юридическая сила рассматриваемого принципа варьируются от случая к случаю, что в конечном счете обусловлено тем, что он основан на международно-правовом обычае и не зафиксирован в каком-либо многостороннем международном договоре. Все эти неопреде­ленности приводят порой к отклонениям от данного принципа, а иногда и к прямым его нарушениям. В частности, нередко повреждаются и пере­мещаются пограничные знаки, что иногда может повлечь вооруженные столкновения. Случаи незаконного пересечения линии границы также нередко вызывают осложнения отношений между государствами. Все эти искажения в практическом применении принципа неприкосновенности границ могли бы быть устранены посредством разработки более четкого его содержания и закрепления этого принципа в каком-либо всеобщем международном документе.

Разработка комплекса мер, нацеленных на укрепление доверия между государствами, ~ одна из принципиальных основ всеобъемлющей без­опасности. Доверие в широком смысле, лежащее в основе деятельности в любой сфере межгосударственного общения, при создании всеобъемлю­щей безопасности становится определяющим фактором, поскол ьку такая безопасность может строиться на уверенности всех участников этого процесса в том, что они могут доверять друг другу настолько, чтобы в своих отношениях не полагаться на силу или угрозу силой, разоружиться и сосуществовать в безъядерном, ненасильственном и, в конечном счете, демилитаризованном мире. Всеобъемлющая безопасность создается на основе существующих институтов безопасности, поэтому важной мерой доверия является соблюдение принципов Устава ООН и других норм международного права, бережное отношение к международным догово­рам. Поскольку речь идет о системе безопасности, ей должна соответст­вовать система мер укрепления доверия, создаваемая на основе сущест­вующих отдельных мер и с учетом опыта их применения охватывающая все аспекты безопасности.